Очередной саммит ОПЕК прошел 17 декабря в Алжире. Организация стран-экспортеров нефти, оценивая состояние мировой экономики, приняла решение сократить в первый же день нового года добычу нефти на 2 миллиона баррелей в сутки. Такие экстренные меры обусловлены тем, что, по прогнозам, в 2009 году рост мировой экономики составит 1,4 процента, а рост экономики Китая замедлится. Это, в свою очередь, повлечет сокращение спроса на нефть по сравнению с 2008 годом до 85,68 миллиона баррелей в сутки.
Однако как бы ни старались члены картеля, практика показывает, что ОПЕК не играет существенной роли в формировании цен на нефть. В октябре картель уже принял решение о снижении добычи, но падение остановить не удалось. В итоге спустя два месяца потребовалось новое, более радикальное сокращение. Поэтому делать выводы о том, что цены на нефть начнут расти, мягко говоря, преждевременно.
Такой точки зрения придерживаются многие занимающиеся проблемами нефтяного сектора экономики эксперты. Они отмечают, что сегодня на цену на нефть влияют, во-первых, не фундаментальные факторы (соотношение спроса и предложения), а спекулятивные, а во-вторых, — существующие сомнения в достоверности прогнозов по потреблению нефти в следующем году, согласно которым рецессия мировой экономики усилится, а значит, потребление сократится еще больше.
Но несмотря ни на что, картель решил мужественно противостоять падению цен. Понимая, что в одиночку они не справятся, страны ОПЕК начали активно призывать других нефтяных экспортеров также снизить уровень добычи. На этот призыв откликнулась Россия. Руководство нашей страны по простоте своей все еще надеется, что стоит только поддержать ОПЕК, и цены на "черное золото" вырастут. Последнее, само собой, благоприятно скажется на российском бюджете и, как следствие, на всей российской политической системе, рассуждают в Кремле.
В итоге на саммите ОПЕК вице-премьер Игорь Сечин объявил конкретные размеры сокращения, на которые готова пойти Россия. При сохранении текущего уровня цен на нефть на мировом рынке российский нефтяной комплекс в следующем году снизит объем поставок на 16 миллионов тонн. Россия также сократит объем инвестиций, что может в ближайшей перспективе привести к более радикальному снижению добычи. По словам Сечина, из-за негативной ценовой динамики российские компании в ноябре уже сократили экспорт нефти на 1,5 миллиона тонн по сравнению с запланированным уровнем. Так, например, вторая по размерам нефтяная компании России — "ЛУКОЙЛ" в 2008 году добычу нефти до 95 миллионов тонн.
Если энергоносители будут дешеветь, правительство готово продолжить снижение налоговой нагрузки на нефтяников. В случае падения цен на нефть до 28-30 долларов за баррель, правительство может пойти на обнуление ставки нефтяной экспортной пошлины ради спасения отрасли, являющейся "становым хребтом" российской экономики. В этом случае российский бюджет, по оценкам ряда экспертов, может не досчитаться четверти доходной части — 1,5-2 триллионов рублей. А это будет означать, что система не справляется. Не логичнее ли будет ее обновить?
Но нефтяники и профильные министры так не считают. Они пытаются доказать, что нефтяные компании — самое важное, что есть в России. Добыча нефти за пять лет может сократиться на 90 миллионов тонн (почти на 20 процентов от сегодняшних объемов), причем предоставление льгот проблемы не решит. Тем не менее нефтяники прогнозируют, что изменение налогового режима принесет пользу не только компаниям, но и бюджету. По их версии, которую, кстати, поддерживает Минэнерго, при изменении налогового режима бюджет потеряет около 143 миллиардов рублей только в 2009 году, а уже с 2011 года, наоборот, получит дополнительные 134 миллиарда, поскольку объем добычи не снизится. В 2013 году, уверены нефтяники, доходы государства будут расти, только если снизить налоги.
Получается, что правительство поставило своей задачей восстановить традиционное функционирование той системы, которая была создана Владимиром Путиным за долгие восемь лет правления. Но в условиях непрекращающегося падения цен на нефть и финансового кризиса задача эта становится весьма непростой.
Путин поручил Сечину (вместе с Игорем Шуваловым) осуществлять "ручное управление" выходом из наступающего социально-экономического кризиса. Сечин даже провел совещание с участием представителей крупнейших нефтяных компаний, целью которого было, в первую очередь, не принятие конкретных решений, а получение объективной информации о сложившейся в отрасли ситуации.
Однако и внутри самого правительства тоже складывается напряженная обстановка. Решение Путина о передаче фактических полномочий Сечину, курирующему ТЭК, и Шувалову, отвечающему за антикризисные меры, может привести к возникновению аппаратных конфликтов между этими двумя вице-премьерами.
В последнее время все более заметным становится "пересечение" фактических компетенций Шувалова и Сечина. Первый занимается многочисленными вопросами собственности и государственной экономической политики, а второй курирует всю промышленность (кроме ОПК), в том числе и сырьевые отрасли.
Поэтому-то лоббисты уделяют внимание и Сечину, и Шувалову. Например, по некоторым данным, владелец Магнитогорского меткомбината Виктор Рашников посетил кабинеты обоих чиновников. Бизнесмены ищут приемлемый вариант решения интересующих их задач. Вариант конструктивного сотрудничества двух вице-премьеров представляется гораздо менее вероятным.
Очевидно, что, пытаясь столкнуть двух чиновников, Путин стремится не допустить усиления влияния одного из них. Назначение двух ответственных за сырьевой сектор обосновано также тем, что при условии роста цен на нефть все "лавры" достанутся не одному из них, а всей "команде". Путин будет выступать в привычной роли арбитра, оценивающего эффективность тех или иных мер по борьбе с негативными социально-экономическими явлениями, а не предлагающего их. Это обезопасит главу правительства в случае неудач при выходе из финансового кризиса. Высокий рейтинг Путина является залогом стабильности политической системы, которая существенно пострадает от снижения популярности премьера.
Таким образом, в правительстве сформировалась сложная конфигурация. С одной стороны, Путину выгодно "сталкивать" Сечина и Шувалова, чтобы не допустить их усиления, с другой стороны, главе правительства необходимо сконцентрировать элиту вокруг сильных чиновников, чтобы с наименьшими издержками преодолеть финансовый кризис. При этом очень важно поддерживать хорошие отношения с бизнесменами-нефтяниками.
Поэтому поездка российской делегации в Алжир – это попытка нащупать еще один спасательный круг в бушующем море финансового экономического кризиса прежде всего не для российской экономики, а для нынешней политической системы. Все действия руководства сейчас обусловлены этой целью, направлены на то, чтобы удержаться у власти. Главная ставка сделана на "черное золото". К сожалению, ставки сделаны — ставок больше нет.
Вы можете оставить свои комментарии здесь