Эксперты не верят даже этим называемым властями цифрам. "По моим данным, готовых домов не 100, а в лучшем случае 60, причем некоторые люди строили их на свои деньги", — заявил глава фонда "Гражданская инициатива", экс-премьер Южной Осетии Олег Тезиев. По словам журналистки единственной в Южной Осетии неправительственной газеты "XXI век" Марии Плиевой, "в Цхинвале
под кровлю подведено всего несколько десятков домов, в большинстве же случаев это только недостроенные стены или вообще фундаменты".
Как пояснил Кабисов, основной причиной срыва сроков стали задержки финансирования, выделяемого Москвой. "Из 10 миллиардов, обещанных Россией, на восстановление жилого сектора должны были пойти 2,2 миллиарда рублей. Из них 1,2 миллиарда предназначались на многоэтажки, а 1 миллиард - на частные дома, - сказал чиновник. - Однако первые деньги мы получили из Москвы только 14 июля, в результате масштабные работы в жилом секторе начались только после этого транша. Всю вторую половину года мы также страдали от недофинансирования".
Денег на то, чтобы восстановить все самостоятельно, у республики нет. Многодетные семьи, лишившиеся домов, власти на время собираются поселить в поселке Московский, который был построен на деньги столичной мэрии. Однако даже если власти сдержат обещание, коттеджей хватит не на всех.
Сотни или даже тысячи людей не только проведут вторую зиму в палатках, но и рискуют вообще остаться без крова.
Еще прошлой зимой власти Южной Осетии обещали, что восстановление жилого сектора станет их главным приоритетом на 2009 год. Президент республики Эдуард Кокойты тогда заявил, что "зима - не тот период, когда можно строиться", и обещал развернуть масштабное строительство с наступлением весны. Тогда казалось, что восстановить значительную часть домов за год вполне реально - в соседней Грузии большинство беженцев из Южной Осетии, потерявших дома после войны, справляли новоселье уже осенью. Более того,
премьер-министр Владимир Путин пообещал, что в 2009 году Москва, несмотря на кризис, выделит Южной Осетии 10 миллиардов рублей.
Однако уже в апреле, когда строительные работы в республике так и не начались, цхинвальские власти начали говорить о том, что погорельцы въедут в новые дома не раньше середины лета. Затем сроки снова сдвигались: сначала появилась дата 1 октября, а потом и вовсе 31 декабря.
В октябре в Цхинвали прошла организованная погорельцами уличная акция, участники которой обвиняли власти и лично президента Кокойты в коррупции. Тогда властям удалось потушить протест обещаниями ускорить темпы восстановления, а затем, по данным издания, разъяснительную работу с организаторами акции провели сотрудники республиканского КГБ.
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter