"Неудержимые 2", реж. Саймон Уэст, Сильвестр Сталонне, США, 2012
"Опять мир спасать, опять мне", — говорил вымышленный и стремительно выходящий в тираж исполнитель главных ролей в боевиках в замечательной комедии о Голливуде и его нравах "Солдаты неудачи". Этот слоган для никогда не снятого фильма "Жарища 6" идеально подошел бы и для "Неудержимых 2". Вот только местоимение пришлось заменить с "мне" на "Нам", с большой, как вы видите, буквы.
Фильм со Сталлоне, Шварценеггером, Ван Даммом, Чаком Норрисом, Брюсом Уиллисом, Дольфом Лундгреном и Джетом Ли получился не слишком удачным, но его все равно стоило снять.
Первый вопрос, возникающий уже в процессе просмотра: а кино ли это вообще? Вопрос вовсе не является априори уничижительным. Потому что ответ на него в случае с "Неудержимыми" лежит не в области "меньше, чем кино", а "что-то другое, а не кино". Собственно, сам этот поджанр эпохи триумфа VHS-кассет, ударное подразделение времен поп-культуры эпохи Рейгана "боевик" изначально был явлением крайне специфическим. С одной стороны, большинство его образцов слишком явно находилось за пределами "настоящего" или "серьезного" киноискусства, с другой — его вершины, такие, как творения Верховена и Кэмерона, — это настоящие шедевры, пусть и в своем роде, произведения во многом определившие лицо массовой культуры 1980—1990-х.
А может быть, это и есть кино в чистом виде, как у теперешнего Тарантино, только без сарказма, развлечение, каким оно и было в своей юности, до того как стало превращаться в "серьезное искусство".
Во-вторых, в "Неудержимых" весь этот бугрящийся мускулами и грохочущий взрывами цирк из ветеранов-восьмидесятников окончательно стал не столько кино, сколько игрой в кино. Все эти шуточки, вроде той, где герой Траволты в позапрошлогоднем "Из Парижа с любовью" напоминает о том, что любит "Рояль с сыром", подмигивая самому себе образца 1994 года в "Криминальном чтиве". Кинематографическая условность становится уже предельно условной. Если бы в кадре оказалась съемочная группа или вместо "Неудержимых 2" они бы сняли "Фильм о съемках "Неудержимых 2", это мало бы что изменило. Сюжет оказывается чистой условностью, только поводом для того, чтобы вывести на экран всю эту когорту.
Именно этот фильм с окончательной убедительностью продемонстрировал, что классические боевики невиновны в "пропаганде насилия", которую им инкриминировали в прошлом. Насилие здесь такое же категорически ненастоящее и игровое, как и в "Последнем киногерое".
Всем этим каратистам и культуристам с наклеек-вкладышей в жвачках моего детства тесно в одном кадре, в соседних кадрах, в одном фильме.
На всех не хватает места. Джета Ли в начале выбрасывают с парашютом над его Китаем, под конец он опять выпрыгивает, как черт из коробочки, чтобы раздать пару пинков и вновь исчезнуть с глаз долой. "Бог из машины " появляется аж дважды, сначала это Чак Норрис, потом Шварценеггер. Арнольд ужасен. Во-первых, почему-то именно в этом фильме яснее всего видно, что именно он из них изо всех совершенно не умеет играть. Во-вторых, эти шуточки из "Терминатора", которые он талдычит уже чуть не 20 лет на экране и за его пределами, в "Неудержимых 2" выглядят уже как стопроцентная самопародия.
Хорошо отыграл Ван Дамм, единственный в банде, помимо Брюса Уиллиса, кто обладает актерскими способностями (кто-то еще помнит про "Оскар" Сталлоне за лучшую мужскую роль 1976 года?) и старательно совершенствует их. Его франкофонный злодей Вильян (можно перевести как "Плохиш" или даже "Противный") — квинтэссенция хрестоматийного для американского боевика европейского злодея. Бельгиец тут единственный, кто не пытается валять дурака и неудачно шутить, а последовательно и straight, "прямо" проводит линию плохого парня, который в его исполнении получается "клевым", в данном случае лучше всего подходит именно это словечко.
Некоторым утешением для отечественного зрителя станет тот трогательный факт, что мегазвезды прошлых десятилетий передвигаются на грязно-зеленых армейских МАЗах и дерутся на фоне рекламы одного здешнего второсортного пива.
"Эпический" финальный поединок Сталлоне с Ван Даммом получился слишком коротким, скомканным. Словно пощадив многократно битого на экране до кондиции котлеты "Рокки", Вильян и его не поколотил как следует, да и сам сдулся очень быстро, при том что на своем шестом десятке он в превосходной спортивной форме.
И все-таки растущие до сих цифры кассовых сборов "Неудержимых", в том числе и в России, которая в свое время стала одной из главных жертв захлестнувшего все и вся потока видеобоевиков, доказывает, что качество исполнения в данном случае не играет первостепенной роли. И этот фильм все равно стоило и снять, и посмотреть. Хотя бы для того, чтобы увидеть, что из этого получится.
Вы можете оставить свои комментарии здесь