Дело семьи Агеевых привлекло внимание общественности и СМИ, стала распространяться информация о жестоком обращении с ребенком, о частной жизни семьи, записи со скрытой камеры и фотографии из больницы. Агеевы попросили возбудить уголовное дело о незаконном распространении информации о их частной жизни, однако никто не был привлечен к ответственности. Преображенский райсуд Москвы 17 июня 2009 года отменил усыновление обоих детей из-за якобы ненадлежащей заботы об их здоровье.
То, что приемные родители водили детей не в районную поликлинику, а в специализированные медицинские центры и НИИ, суд счел "склонностью к самолечению".
Московский горсуд оставил это решение в силе. С июня 2010 года Агеевым разрешили посещать детей в приюте, специалисты которого отмечают положительные изменения в детях, благодаря участию в их воспитании Антона и Ларисы.
Между тем уголовное дело в отношении Агеевых продолжало развиваться. 15 ноября 2010 года суд признал Ларису виновной в умышленном причинении легкого вреда здоровью ребенку и неисполнении обязанностей по его воспитанию. Приговор – 1 год и 8 месяцев исправительных работ с удержанием 15 процентов из заработной платы. Антон был полностью оправдан.
В марте 2011 года Антон попросил пересмотреть решение об отмене усыновления, но ему отказали в восстановлении отцовства.
ЕСПЧ в своем постановлении отметил поверхностное исследование российскими судами обстоятельств дела. Установлено нарушение статьи 8 (неприкосновенности частной и семейной жизни) Европейской Конвенции о защите прав человека: распространение в СМИ информации о частной жизни заявителей, раскрытие тайны усыновления и неспособность провести расследование этих преступлений. Нарушением статьи 8
признано и то, что у заявителей не было права общаться с детьми до июня 2010 года.
Отмену усыновления ЕСПЧ признал безосновательной и особенно отметил, что национальные процедуры по этому поводу должны быть возобновлены, а решение – пересмотрено в соответствии с положениями действующего законодательства России. Решение принято палатой из семи судей единогласно. Власти РФ должны выплатить Агеевым в качестве компенсации морального вреда 55 тысяч евро, в счет компенсации издержек на представление дела в ЕСПЧ – 12 тысяч евро.
Софья Микитик
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter