Сегодня – второй раунд предварительного голосования в США: голосует Нью-Гэмпшир, голосует не на собраниях активистов, как неделю назад в Айове, а через избирательные урны.

Праймериз проводят обе партии, но у демократов интрига минимальна. Президент Байден отказался от участия в этих праймериз (он хочет начать с Южной Каролины, традиционно благоприятного для него штата), но избиратели могут вписать его имя в бюллетень, и, по опросам, более 60% потенциальных участников демократических праймериз собираются так и поступить.

У республиканцев же Нью-Гэмпшир выступит в привычной для себя роли первого серьезного испытания для кандидатов. Во-первых, в праймериз принимает участие больше избирателей, чем в кокусах – собраниях активистов (а в них перевес Трампа был предрешен). Во-вторых, в Нью-Гэмпшире праймериз "полуоткрытые", т.е. в них могут участвовать и избиратели, зарегистрированные как независимые (undeclared), что вносит немалый элемент непредсказуемости. В Нью-Гэмпшире активную кампанию вели сразу несколько республиканских кандидатов, поэтому и Трампа в этом штате рейтинги были ниже, чем по стране в целом. А на второе место уверенно вышла Никки Хейли, бывший губернатор Южной Каролины и посол в ООН.

Но чем ближе к дате голосования, тем меньше становилось кандидатов. И если выход из кампании экс-губернатора Нью-Джерси Криса Кристи дал прибавку рейтинга Хейли (а его рейтинг колебался в районе 10%), то последовавшие "самоотводы" бизнесмена Вивека Рамасвами и губернатора Флориды Рона ДеСантиса – скорее Трампу. Объяснение логичное: оба этих кандидата позиционировались "как Трамп, только лучше", Кристи (как и еще раньше выбывший бывший вице-президент Майк Пенс) – ярые критики Трампа, Хейли же Трампа критикует, но куда более осторожно.

Если еще 10 дней назад казалось, что с учетом сторонников Кристи Хейли почти догонит Трампа по рейтингам, то за последние дни отрыв увеличился: в опросах 19-21 января Трамп получал почти 60% голосов, Хейли же "осталась на месте" - 36-38%.

Первый избирательный участок – в поселке Диксвилл Нотч - уже закрылся: все шесть голосов были поданы за Никки Хейли. Но по нему судить нельзя. Самая большая интрига, как проголосуют независимые избиратели. Нет сомнений, что большинство из них придет на республиканские праймериз: на демократических интриги нет, а голосовать можно только на одних из двухпартийных праймериз. По опросам, среди таких избирателей – а это около 40% избирателей штата – Хейли имеет перевес, но не сокрушительный (49%: 41%).

Ее "сильные стороны" в Нью-Гэмпшире – умеренная политическая программа, благоприятная для образованного городского электората, поддержка губернатора штата Криса Сунуну и его отца Джона, тоже бывшего и губернатором штата, и главой аппарата Белого Дома в администрации страршего Дж.Буша. В поддержку Трампа высказались лишь несколько местных политиков "второго плана", да и личной кампании в штате он не вел. Зато в штат зачастили его, как бы у нас сказали, "доверенные лица" из числа вашингтонских тяжеловесов – и их пресса стала считать потенциальными кандидатами в вице-президенты – но эта тема заслуживает отдельного анализа. Слабая сторона у Хейли - слишком большой отрыв от Трампа.

Результат в конечном итоге определит явка – республиканских избирателей и независимых. Отрыв Трампа более 10 пунктов – чистая победа, менее 10 – успех Хейли.

Следующая интрига, во многом зависящая от этого результата – остается ли Хейли в кампании. Третьи праймериз – в ее родной Южной Каролине, и там на сегодняшний день она отстает на 30 пунктов (22% : 52%). Разгромное поражение в родном штате стало бы слишком сильным ударом по репутации. Но успех (даже относительный) в Нью-Гэмпшире дал бы ей шанс попытаться переломить ситуацию в свою пользу.

Для Трампа убедительная победа в Нью-Гэмпшире фактически означала бы, что он уже выиграл республиканские праймериз, хотя риски для него как кандидата в президенты все равно останутся. Но об этом – после праймериз в Нью-Гэмпшире.

Борис Макаренко

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены