Перспективы российской космонавтики в настоящий момент во многом схожи с перспективами советской космонавтики. Главная задача – это выступать витриной достижений в данном случае уже путинского режима. Поэтому многие вещи, которые не нужны для практического применения, например, пилотируемая космонавтика или полёты на Луну автоматических межпланетных станций, все равно будут реализовываться Роскосмосом просто потому, что это показатель высокого уровня развития космонавтики и, соответственно, высокого уровня развития экономики, технического потенциала страны. Поэтому Роскосмос будет финансироваться государством в достаточной степени, чтобы, как минимум, сохранять свои сегодняшние возможности.

Вчера запустили ракету "Ангара-А5" с космодрома Восточный, и это даже некоторое расширение возможностей, по крайней мере, возможности запускать тяжёлую полезную нагрузку со своей территории. Ранее Роскосмос мог это делать, но с территории Казахстана, с космодрома Байканур. Мы видим, что государство готово вкладываться в космонавтику, даже несмотря на то, что, казалось бы, сейчас есть масса других задач, которые также требуют финансирования.

В дальнейшем, текущий уровень российской космонавтики будет поддерживаться, несмотря на состояние экономики, техники и науки просто потому, что это важный показатель. Именно с политической точки зрения российская космонавтика показывает высокий уровень развития технологий и достижений государства. Но на этом всё.

Сегодня практически все международные партнёры, за исключением Международной космической станции, откололись от России. У Роскосмоса больше нет коммерческих заказов, потому что большая часть таких заказчиков поступала из западных стран. Ни у Роскосмоса, ни у РАН практически нет и новых совместных международных проектов, связанных с исследованием космоса, подобных тому, что было ранее на марсоходе "Curiosity" и в проекте "ЭкзоМарс". "Curiosity" был совместным проектом с американцами, "ЭкзоМарс" – с европейцами. Сейчас "ЭкзоМарс" расторгнут, а другой проект сотрудничества с Германией – "Спектр-РГ" (космическая обсерватория) – заморожен на неопределенный срок. Новых проектов и даже новых договорённостей такого рода пока нет.

Только с Индией сегодня существует один небольшой проект по исследованию Венеры, но он не идет ни в какое сравнение с той интенсивностью международного сотрудничества в космосе, которое было у Роскосмоса в предыдущее десятилетие. И это, конечно, сильно ограничивает его возможности и в коммерческом, и в научном плане.

Но, как я уже сказал, потребность государства в том, чтобы Роскосмос продолжал летать, как минимум, на том уровне, который достигнут сегодня, есть, и поэтому этот уровень будет поддерживаться. Может быть, какие-то средства найдутся и на развитие новых ракет или новых спутников. Безусловно, Роскосмос будет обслуживать интересы не только пропагандистского плана, но и решать прикладные задачи: метеоспутники, спутники для наблюдения Земли, навигационные спутники, спутники связи. Все это Роскосмос делал и будет делать, хотя возникли серьёзные проблемы с доступом к электронным компонентам, но корпорация будет перестраиваться, переходить на китайские компоненты и другие, которые сумеют найти.

В любом случае эти направления будут развиваться, хотя, конечно, коммерческих доходов в ближайшее время не ожидается.

Виталий Егоров

publico.ru

! Орфография и стилистика автора сохранены