В последнее время я беспрерывно получаю вопросы — от родителей, учителей и школьников — как им жить в нынешних обстоятельствах.

Это трагические вопросы, и у меня нет "правильного" ответа. Я не могу никого призывать рисковать свободой. Но у меня не поворачивается язык и говорить: помалкивайте.

Я могу сказать: каждый учитель должен решить сам, на какие компромиссы он готов идти, а какие делают пребывание в школе бессмысленным. Мне кажется, что родители не должны ничего скрывать от детей, но и не подталкивать их к тем поступкам, которые им, родителям, кажутся правильными. Стоит обсудить с детьми все возможные риски и вместе принять решение.

Но я понимаю, в каком трагическом положении находятся сегодня тысячи взрослых, детей, подростков.

И мы решили открыть новую рубрику — "Разговоры о важном с Тамарой Эйдельман". В ней будут выходить короткие видео на темы школьных "Разговоров". Я буду предлагать свою версию.

И вот краткое содержание первого выпуска :

1. Зоя Космодемьянская родилась в 1923 г. в Тамбовской губернии — а значит, росла среди воспоминаний о крестьянском восстании 1920 года, жестоко подавленном большевиками. Ее дед, священник, был жестоко убит в 1918 году, потому что протестовал против того, что у крестьян забирали лошадей. В 1929 году Космодемьянские оказалась в Сибири — их не то сослали, не то они бежали, скрываясь от доноса. Как девушка стала фанатичной комсомолкой? Сила пропаганды?

2. Конкретные детали того, что произошло с Зоей неясны. Она записалась в диверсионную школу, была заброшена в тыл врага с приказом уничтожать крестьянские дома, была схвачена и после пыток и издевательств казнена.

3. Скорее всего ее выдали сами крестьяне, которые не хотели оказаться на улице зимой. Высказывались предположения о том, что ее предал один из товарищей по отряду, что на самом деле под именем Тани была казнена другая девушка. Есть версия, что Зоя страдала шизофренией. Разобраться в этом нелегко, потому что сюжет крайне политизирован.

4. Мне кажется существенным не уточнение деталей и подтверждение или опровержение версий (хотя это очень важно). Меня волнует то, что официальная история Зои Космодемьянской стала частью самоубийственной пропаганды, которая пропитывает советскую/российскую жизнь. Будущих курсантов диверсионной школы предупредили, что они скорее всего погибнут, и, наверное, мучительно. Их готовили на роль мучеников.

5. Действия Зои и ее товарищей были бессмысленными. Они должны были проводить политику "выжженной земли", обрекая на смерть от голода и холода сотни советских людей..

6. Действия Зои и ее товарищей были плохо подготовлены. Вчерашних школьников отправляли на выполнение задания, снабдив несколькими бутылками керосина и по-настоящему не подготовив. Пусть подожгут хоть один дом, а потом будем дальше заваливать путь новыми телами.

7. В личном мужестве Зои не приходится сомневаться. Но нам предлагают не скорбеть о гибели молодой девушки, а восхищаться и быть готовыми следовать ее примеру. В уста Зои журналисты вкладывали длинные фразы, восхвалявшие Сталина, и призывы к борьбе — якобы даже, когда петля уже затягивалась на ее шее.

8. Эта история, увы, прекрасно укладывается в длинную цепочку самоубийственных действий во славу государства — отправления пехоты на минные поля, чтобы расчистить дорогу танкам, пренебрежения размерами жертв — и вплоть до ужасающих "парт героев" в сегодняшних школах.

9. Это — закрепление представлений о том, что люди существуют для государства, а не государство для людей.

Подробности в первом ролике "Разговоров о важном с Тамарой Эйдельман".

Если вы учитель, то, может быть, это видео поможет вам при разговорах со своими учениками, если вы родитель — то оно может стать материалом для обсуждения с детьми, и любого зрителя оно может заставить задуматься

ВЫНУЖДЕНЫ СООБЩИТЬ, ЧТО НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ ПРОИЗВЕДЕН ЗАСЛУЖЕННЫМ УЧИТЕЛЕМ РОССИИ ТАМАРОЙ ЭЙДЕЛЬМАН, КОТОРУЮ ТАК НАЗЫВАЕМОЕ МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ ВКЛЮЧИЛО В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ.

Тамара Эйдельман

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены