Тема "Разговоров о важном" наступающей недели — юбилей Центризбиркома. Центральной Избирательной Комиссии, которая должна организовывать выборы и следить за правильностью их проведения, чьи председатели рапортуют о том, что все на выборах в порядке, и не замечают, как наблюдателей вышвыривают с избирательных участков.

Центризбирком был создан осенью 1993 года, и это уже говорит о многом. Это время острого конституционного кризиса и противостояния президента и съезда советов. Это время, когда в стране возникают десятки партий, жаждущих принять участие в выборах.

И съезд советов, осознанно блокировавший все реформы в стране и подталкивавший своих сторонников к нападениям на Останкино и московскую мэрию, и президент, отдавший приказ применить силу для разгона съезда, — действовали вне демократического поля. И это, увы, не случайно. Демократические способы разрешения подобного конфликта не действовали, и обе стороны были плохо готовы идти на уступки.

Новая конституция, принятая в декабре 1993 года, предоставляла огромные права президенту. В тот момент это казалось важнейшим условием проведения демократических реформ. Сегодня мы видим в этом корни нынешней диктатуры. Если бы в 1993 году была создана не президентская, а парламентская республика, пошла бы российская история по другому пути? Я не знаю. Многопартийность — одна из основ демократии. Но наличие в стране десятков слабых и не укорененных в обществе партий — признак ее слабости.

В последующие годы и политическая, и избирательная система меняются. Выборы становятся все менее и менее прозрачными и честными.

Большинство серьезных специалистов сегодня сходятся на том, что массовые фальсификации начались около 2000 года. Сергей Шпилькин, ученый-физик, блистательно использующий статистический анализ для выявления фальсификаций, считает, что последними более или менее честными выборами были думские выборы 1999 года, а с президентских выборов 2000-го началась печальная дорога к диктатуре.

Впрочем, уже в конце 90-х власти начали практиковать вбросы бюллетеней.

Качественный скачок произошел в районе 2004 года.

Были отменены выборы губернаторов — начала выстраиваться вертикаль власти. А одновременно — вертикаль избирательной системы — ЦИК добился того, чтобы избирательные комиссии на местах формировались исключительно властью, а представителей местного самоуправления от этого важнейшего дела оттеснили.

Избирательная система из мажоритарно-пропорциональной стала пропорциональной. А это лишает самовыдвиженцев возможности пройти в Думу. В начале нового тысячелетия были приняты законы, фактически уничтожившие возможность для независимой группы добиться проведения референдума, увеличившие барьер попадания в Думу с 5 до 7% голосов, затруднившие процесс регистрации на выборах.

Выборы все больше попадали под контроль властей, а параллельно с этим все больше разрастались различные формы фальсификаций и увеличивалось использование административного ресурса. К чему все это привело в последующие годы — увы, мы хорошо знаем. Фальшивое электронное голосование, голосование "на пеньках", карикатурные референдумы, голосование на оккупированных украинских территориях — и многое-многое другое.

Как обо всем этом говорить в классе? Наверное, можно просто предложить ученикам изучить изменения избирательной системы, и, не давая никаких оценок, попросить их самих объяснить, что произошло. Подробности можно найти в очень серьезном и глубоком исследовании Александра Иванченко и Аркадия Любарева "Российские выборы: от перестройки до суверенной демократии". Лекция Сергея Шпилькина — на сайте "Открытого университета".

Или можно предложить детям посмотреть фильм "День выборов", а потом обсудить, какие особенности российской избирательной системы в нем показаны...

Тамара Эйдельман

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены